Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии

Композиция мандалы

Икона. Мандала

Тибет, XIX в. Холст, минеральные краски. Собрание музея искусства народов Востока

Композиция мандалы представляет собой сочетание вписанных друг в друга окружностей и квадратов, площадь которых разделена на четыре цветных сегмента. Происхождение этой композиции связывают с Древней Индией, где ее рисовали для тантрийских инициаций на земле, а по окончании церемонии – уничтожали. Хрестоматия

Икона. Мандала. Фрагмент

Тибет, XIX в. Холст, минеральные краски. Собрание музея искусства народов Востока

Первоначально мандалы являлись планами мироздания, космического пространства, иллюстрацией к каноническим текстам о единстве времени и пространства, выступающего в своей безграничной и идеальной протяженности, где совмещаются события, их причины и следствия. Знание символики мандалы и ее использование в буддийском ритуале относились к области закрытых знаний, нередко получаемых в момент озарения.