Пространственно-временные модели в буддийском искусстве Центральной Азии
Композиция мандалы
Икона. Мандала
Тибет, XIX в. Холст, минеральные краски. Собрание музея искусства народов Востока
Композиция мандалы
представляет собой сочетание вписанных друг в
друга окружностей и квадратов, площадь которых
разделена на четыре цветных сегмента.
Происхождение этой композиции связывают с
Древней Индией, где ее рисовали для тантрийских
инициаций на земле, а по окончании церемонии –
уничтожали.
Икона. Мандала. Фрагмент
Тибет, XIX в. Холст, минеральные краски. Собрание музея искусства народов Востока
Первоначально мандалы являлись планами мироздания, космического пространства, иллюстрацией к каноническим текстам о единстве времени и пространства, выступающего в своей безграничной и идеальной протяженности, где совмещаются события, их причины и следствия. Знание символики мандалы и ее использование в буддийском ритуале относились к области закрытых знаний, нередко получаемых в момент озарения.