|
|
Вот три фрагмента из эпоса о Гесере. В них сказитель для обозначения эпического чудовища употребляет парное выражение мангас-шолом, на рассмотрении которого мы и остановимся.
Ну, теперь: у мангаса-шолома
Многомудрая дочь была, 85
Имя ее - Гилбан Шар;
В мире почитаемая-славная,
Высоко на небе дом имеющая,
Во всей вселенной славная,
У Хормусты-тенгрия дом имеющая 90
Ядовитая ведьма Гилбан Шар.
...
Мангус очень тому обрадовался 915
Трехмесячным сном
Крепко заснул.
Пока мангас-шолом
Спал,
Госпожа Хас Шихер, 920
Рядом сидя,
О подлинном (букв, встреченном)
Десяти стран [владыке]
Богдо Гесере
Про себя думала, 925
К небу молитвы возносила:
"С властелином державы, моим Гесером
Встречусь ли снова или нет?
[Того] не знаю!"
...
Зловредный шолом-мангас
Во второй раз
Спать завалился,
Пока три месяца
Не пройдет, 1060
Не пробудится.
мангас <-> шолом ||
Мангас (мангус) — исключительная принадлежность сказочно-эпических традиций. Это — основной противник богатыря, чудовище огромного роста, часто многоголовое, людоед, похититель женщин, разоритель родины героя. Шолмос (шимнус) — демон-искуситель центральноазиатского буддизма (Мара), а в актуальных верованиях — злой дух, оборотень или ведьма. Эпическая демонология <-> Актуальная демонология
Мангус (монгорск. mangudzë) в изображении исполнителя монгорской версии эпоса о Гесере
Шолом (шолмас, шимнус) - от согдийского наименования демона-искусителя Мары. Древнеиндийский рельеф с изображением воинства Мары (монг. шимнусы)
шерсть | головы | пламя | горы | черепа | облака | назад В этом изображении несомненно влияние буддийской иконографии (свирепый оскал, четки из черепов). Однако некоторыми своими чертами (обнаженный многорукий и многоголовый великан с телом, покрытым шерстью, на фоне пустынных гор) мангас здесь напоминает дикого космического гиганта, мифологическое первосущество, олицетворяющее изначальный хаос. Его описание в рассматриваемом эпосе в полной мере соответствует такому образу.: С телом, подобным горе, С двенадцатью головами Дикий гигантский мангас.
звериные морды | назадЭти древнейшие черты звероголовый демон-искуситель сохраняет и в позднейших монгольских повериях. Именно таких "демонов монгольских земель, имеющих верблюжьи, конские, бычьи, бараньи, змеиные, ястребиные и волчьи головы" смиряет, согласно летописной легенде, Далай-лама, когда они пытаются помешать обращению живущих там народов в истинную веру.
|