ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ

Шаманское дерево

Орнамент из бисера на ровдужном чехле шаманского бубна эвенков. Коллекция Государственного музея этнографии народов СССР, Санкт-Петербург (без номера). Опубл.: Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.-Л., 1958, с.1 58, рис. 11.
По воззрениям народов Амура, а также эвенков, якутов, бурят, на особом — шаманском — дереве воспитываются души будущих шаманов.
Шаманское дерево. По рисунку нанайской шаманки. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербург. Колл. И.И.Козьминского. Опубл.: Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала ХХ в. М.-Л., 1954, с. 247, рис. 117.
Илл. 17а. Шаманское дерево. Изображение на чехле бубна. Эвенки Илл. 17б. Шаманское дерево. По рисунку нанайской шаманки (11)Хрестоматия
Вместе с тем, это шаманское дерево осмыслялось и как личное древо жизни каждого шамана, которое он “получал” от духов во время своего становления и благодаря которому мог попадать на небо и в подземный мир. С этим деревом была тесно связана судьба и жизнь шамана — гибель дерева влекла за собой его смерть.
Ритуальное дерево с привязанной жертвой - оленем. Рисунок селькупского шамана. Опубл.: Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 11. М.-Л., 1949, с. 374, рис. 38.
Зримым воплощением невидимого шаманского дерева было реальное дерево, около которого совершались обряды и на которое вывешивались жертвы божествам и духам.

Это дерево одновременно считалось и личным деревом шамана, от состояния которого зависела его жизнь, и общим для всей родовой группы жертвенным деревом — т.е. древом жизни рода.

Илл. 18. Ритуальное дерево с привязанной жертвой — оленем. Рисунок селькупского шамана