Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах
Сакральная вертикаль
Появление дома (хижины), стоящего на поверхности земли, имеющего искусственные стены, в эпоху неолита придало человеку дополнительный демиургический потенциал. Организация обитаемого пространства соотносилась с организацией социума в нем обитающего, и их развитие шло параллельно, сказываясь в постепенном усложнении структуры социума, жилища и поселения, а также техники строительства и связанных с ними обрядах и мифологии. Многообразные варианты строительного мифа связаны с образом "культурного героя", с течением времени превращающегося в концепцию демиурга - бога-творца (Тваштар, Вишвакарман, Гефест, Вастошпати и т.д.)
|
В архитектуре проводилась корреляция как с макрокосмом - дом-мир, так и с микрокосмом человеческого тела (его отдельными частями) - локоть, стопа, палец. На определенном этапе инструментами освоения пространства архитектором-творцом стали простые геометрические формы реального мира - точка, круг, вертикаль, имеющие космологическое значение - сакральный центр, обустроенное пространство, мировая ось. Осмысление строительства, как космогонического процесса, вследствие которого получается структура дом-мир, начинается с определения |
|||||
сакрального
центра. Его варианты - очаг,
алтарь, центральный столб -
задают системы координат как
вертикальной, так и
горизонтальной структур.
"Железная колонна" -
пример вертикальной
организации пространства
разных храмовых территорий и
сменяющих друг друга конфессий
(индуизм - ислам). ![]() |
Одним из таких способов горизонтального структурирования является капитель стамбхи - навершие колонны. Обычно она представляет собой скульптуру, имеющую космологические характеристики. На колонне Ашоки они подчеркнуты четырехкратным повторением фигуры льва и изображением животных, связанных в буддизме со сторонами света: слон - с востоком, бык - с югом, конь - с западом, лев - с севером. |