Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах

Сакральная вертикаль

Появление дома (хижины), стоящего на поверхности земли, имеющего искусственные стены, в эпоху неолита придало человеку дополнительный демиургический потенциал. Организация обитаемого пространства соотносилась с организацией социума в нем обитающего, и их развитие шло параллельно, сказываясь в постепенном усложнении структуры социума, жилища и поселения, а также техники строительства и связанных с ними обрядах и мифологии. Многообразные варианты строительного мифа связаны с образом "культурного героя", с течением времени превращающегося в концепцию демиурга - бога-творца (Тваштар, Вишвакарман, Гефест, Вастошпати и т.д.)

Колонна Чандрагупты в Дели на территории мечети Кувват-у'л-Ислам

     

В архитектуре проводилась корреляция как с макрокосмом - дом-мир, так и с микрокосмом человеческого тела (его отдельными частями) - локоть, стопа, палец.

На определенном этапе инструментами освоения пространства архитектором-творцом стали простые геометрические формы реального мира - точка, круг, вертикаль, имеющие космологическое значение - сакральный центр, обустроенное пространство, мировая ось.

Осмысление строительства, как космогонического процесса, вследствие которого получается структура дом-мир, начинается с определения

сакрального центра. Его варианты - очаг, алтарь, центральный столб - задают системы координат как вертикальной, так и горизонтальной структур. "Железная колонна" - пример вертикальной организации пространства разных храмовых территорий и сменяющих друг друга конфессий (индуизм - ислам). Хрестоматия. "Железная колонна".
Одним из таких способов горизонтального структурирования является капитель стамбхи - навершие колонны. Обычно она представляет собой скульптуру, имеющую космологические характеристики. На колонне Ашоки они подчеркнуты четырехкратным повторением фигуры льва и изображением животных, связанных в буддизме со сторонами света: слон - с востоком, бык - с югом, конь - с западом, лев - с севером.
Капитель колонны Ашоки