Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах
Одним из самых показательных примеров космологического понимания архитектуры времени мировых религий служит буддийское мемориальное сооружение - ступа. Основание ступы, как правило, представляло собой круг, разделенный на восемь частей, соотносимых с восемью направлениями света (восьмеричный путь спасения в буддизме). Во время церемонии закладки ступы четыре буддийских старейшины (монахи-тхера) стояли по четырем углам будущего здания "в четырех областях неба". |
В качестве места сооружения ступы Будда указывал перекресток двух дорог, ситуационно сопоставляющий круг основания ступы с квадратом земной поверхности.
На вершине полусферы располагается квадратная в плане хармика - элемент, который задает четыре направления в окружности ступы. В ряде источников хармика сопоставляется с сосудом. Конструктивно хармика поддерживает мачту - ясти с зонтиками - чхатрами*. Композиционно хармика и ясти с чхатрами варьируют классический образ пурна-гхата (сосуд с прорастающими ветвями). |
Вокруг ступы расположена ограда, определяющая динамику ритуала обхода вокруг нее как сакрального центра - прадакшина. В ограде имеются ворота - торана, ориентированные по четырем сторонам света и обеспечивающие связь окружности ступы с горизонтальным пространством земной плоскости. | |