Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах

Ступа

Колесо в основании ступы. Нагарджунаконда, III в.

Кладка фундамента в виде колеса с восемью спицами и четырьмя площадками, ориентированными по точкам горизонта

    Одним из самых показательных примеров космологического понимания архитектуры времени мировых религий служит буддийское мемориальное сооружение - ступа. Основание ступы, как правило, представляло собой круг, разделенный на восемь частей, соотносимых с восемью направлениями света (восьмеричный путь спасения в буддизме). Во время церемонии закладки ступы четыре буддийских старейшины (монахи-тхера) стояли по четырем углам будущего здания "в четырех областях неба".

В качестве места сооружения ступы Будда указывал перекресток двух дорог, ситуационно сопоставляющий круг основания ступы с квадратом земной поверхности.

Классическая СТУПА имеет ясно выраженные космологические параметры. Полусфера ступы имеет несколько названий - тиб. "бум" - горшок, чаша; санскр. "гарбха" - чрево, а также "анда" - букв. яйцо, что коррелирует с образом как по форме, так и по внутренней структуре - некий объем, содержит реликвию, как сосуд пищу, чрево плод, яйцо желток.
Ступа а Санчи. Общий вид.
Ступа в Санчи
Ступа в Санчи. Чертеж.
Ступа в Санчи
 

На вершине полусферы располагается квадратная в плане хармика - элемент, который задает четыре направления в окружности ступы. В ряде источников хармика сопоставляется с сосудом. Конструктивно хармика поддерживает мачту - ясти с зонтиками - чхатрами*. Композиционно хармика и ясти с чхатрами варьируют классический образ пурна-гхата (сосуд с прорастающими ветвями).

Вокруг ступы расположена ограда, определяющая динамику ритуала обхода вокруг нее как сакрального центра - прадакшина. В ограде имеются ворота - торана, ориентированные по четырем сторонам света и обеспечивающие связь окружности ступы с горизонтальным пространством земной плоскости.
Ступа в Санчи. Стена с оградой и лестницей.
Ступа в Санчи