Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах
Буддизм, наряду с множеством других неортодоксальных учений, возникших в Индии на рубеже VI-IV вв. до н.э. в период кризиса брахманизма, для спасения от страдания и достижения "абсолютной свободы" предложил человеку освободиться от всех мирских связей. Одной из форм этого достижения стал уход из мира в монахи, отшельники (новое рождение). В архитектуре это проявилось в развитии пещерной архитектуры, в основе которой лежит идея прямо противоположная архитектуре наземной: она отказывается структурировать внешнее пространство, уходит внутрь земной утробы, возвращаясь к эпохе первоначального Хаоса. |
|
|||
Лишенные внешнего объема пещерные сооружения представляли собой примеры первичного "внутриутробного" обустройства пространства (уход в пещеру - рождение наоборот). Пещера Ломаса Риши в Барабарских холмах Бихара - один из самых ранних образцов пещерной архитектуры. |
Пещерный монастырь
![]() |
Пещерный комплекс Аджанта включает 29 разновременных сооружений |
Переход от пещеры отшельника к пещерному монастырю (умножение сакральных единиц) означает организацию новой социальной общности - монастырской общины (монашеского братства), противостоящей социуму профанного мира. Монастырь (вихара) - свой замкнутый мир, организованный по собственным правилам. Архитектура задает космологические рамки социуму, определяет поведенческие нормы.
|
Изначально пещера выступала как антиномия ступе. Если ступа предназначается для открытой формы ритуала, во время которого вокруг ступы (сакрального центра) организуется пространство социума, то пещера монаха-отшельника представляется вариантом отказа от устроения внешнего пространства, связанного с социумом. |
Пещерный храм-чайтья есть совмещение ступы и пещеры, что снимает противоречие между внешним отказом и внутренней необходимостью сакральной организации.
Апсидальная планировка пещерных храмов, построенная на совмещении прямых углов и окружности в сводчатом внутреннем объеме - воспроизводит одну из распространенных космологических моделей (алтарная сень христианского храма, купол кибитки). Ряд колонн вдоль стен, задающих направление ритуального движения вокруг ступы, создает трехнефное пространство, характерное для храмовой архитектуры некоторых традиций (ср. базилика в архитектуре древнего Рима и в средневековой Европе).