Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах
Храм Шивы
|
Гора + пещера = храм Шивы на
острове Элефанта Остров Элефанта (Гхарапури), идеально конической формы являл самой природой созданный образ мировой горы (Меру, Кайласа), встающей из вод мирового океана. Соединение образа мировой горы и пещеры позволило создать уникальный по выразительности храмовый ансамбль. |
||||
Скальный храм расположен в верхней части конического острова. К пещере ведет дорога по склону горы. |
|
Значительное пространство квадратного в плане подземного зала расчленено опорными пилонами на пересекающиеся нефы, ведущие к двум главным святыням - поклонному образу Шивы Тримурти в глубине зала и квадратному же в плане алтарю в правом конце трансепта. |
|
Трансепт завершается боковым выходом, близ которого находится источник, наполняющий небольшой бассейн: храм соединяет символику "верха" и "низа".
|
Гигантский (около 6 м в высоту) образ трехликого бога расположен у дальней стены пещеры напротив главного входа. Входящий в храм минует боковые рельефы, изображающие Шиву-йогина, бога покровителя аскетов; Шиву-Натарадажа (царя танца) и Шиву-Бхайраву (ужасающего). Шива, обручающийся с дочерью гор Парвати, и Шива-Ардханари, совмещающий в себе мужское и женское начала представлены на рельефах алтарной стены. |
|
Центральный образ Шивы-Тримурти совмещает в себе все космогонические аспекты божества: созидание мира, сохранение созданного и разрушение; прошлое, настоящее и будущее; нежное женское и ужасающе воинственное, соединенные бесстрастным ликом высшей мудрости.
Достижение обители Шивы на Кайласе - сложный путь, подъем в гору: соединение "верхнего" и "нижнего" мира.
Алтарь храма Шивы находится справа от главного входа и представляет собой кубическую "постройку", изваянную внутри пещеры. В нее ведут четыре входа, охраняемые фигурами восьми стражей дварапал. Центр алтаря занимает фаллический символ бога, Шива-лингам.