Архитектура как способ организации пространства в традиционных культурах
Храмы Солнца
Расширение строительства каменной культовой архитектуры привело к отказу от сооружения скальных комплексов и переходу к наземному строительству каменных и кирпичных храмов. Образ мировой горы продолжал развиваться в средневековой архитектуре Х-ХIII вв., в результате чего сложились две основных формы: северо-индийский тип храма-шикхара (букв. "вершина") и южно-индийский тип - "ратха" (букв."колесница"). Структура того и другого типа принципиально не различается, во внешнем облике фасада шикхары преобладают вертикальные членения, в силуэте ратхи - горизонтальные. В плане здания в том и в другом случае выделяются два квадрата или близких к ним прямоугольника целлы "гарбха-грихи" и входного зала "мандапа", к которым могут добавляться дополнительные помещения на той же оси, причем каждое из них имеет собственное центрическое перекрытие. |
|
Несмотря на название, храмы-ратхи по форме ближе образу мирового древа или горы.
Храм-гора и солнечная колесница, два космологических образа, совмещаются в облике храма бога солнца - Сурьи.
Из дошедших до нашего времени каменных святилищ Сурьи замечательны храм-бассейн в Модхере (ХI в.) и Храм Сурьи Махабхаскары в Конараке (Орисса, XIII в.) Последний чрезвычайно интересен тем, что сохранились обширные и чрезвычайно полные документы, позволяющие проследить историю памятника от момента закладки до разрушения через несколько веков.
|
Храм
Сурьи Махабхаскары был
воздвигнут на берегу океана
орисским правителем из
династии Ганга Нарасимхадевой
I (1238-1264) в местности, носившей
названия "Кона-арка" -
(Край солнечного света),
"Арка-кшетра" - (Поле
солнечного света),
"Падма-кшетра" - (Поле
лотоса - растения с солярной
символикой). Эта местность
издавна была связана с
почитанием солнца; известно,
что здесь находилась священная
роща - тапована и уже в IХ в.
орисский раджа Пурандара
Кешари совершал пуджу в честь Сурьи на
Арка-кшетре. Паломники
стекались сюда, чтобы провести
только одну ночь и встретить
восход солнца в седьмой день
светлой половины месяца магх
(конец января - начало февраля
от новолуния до полнолуния). Так выглядел храм по окончании строительства, длившегося 18 лет. |
До
настоящего времени
сохранились только две части
святилища: входной зал -
"мукхашала" и зание театра
- "нат-мандир". Самая высокая - алтарная - часть храма Шикхара над Гарбха-Грихой не сохранилась полностью. |