Елена Котляр

Указатель африканских мифологических сюжетов и мотивов

 

Введение
Список мотивов
Словарь
Библиография
Этносы и география

ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ,ПОНЯТИЯ И АТРИБУТЫ

 

 

АБАССИ (ABASSI) – у эфик (efic) верховное божество, демиург, создавший небо и землю; его жена – АТАИ (ATAI): № 421

 

АГБЕ (AGBE) – у фон (fon) глава пантеона моря. Агбе и НАЕТЕ (см.) – близнецы и супруги. Они, согласно варианту мифа о сотворении, были рождены МАВУ-ЛИЗА (МАВУ), см. (по другому варианту Агбе – сын СО, см.). У Агбе и Наете было шесть детей – бог волн, бог бурунов и др.; некоторые из них впоследствии стали реками. Младшая из детей – трикстер АФРЕКЕТЕ (см.): № 59

 

АДЕН (ADEN) – у фон (fon) насылает плодоносный дождь, страж плодовых деревьев. Сын андрогинного божества МАВУ-ЛИЗА (см.)

 

АДЖАКАТА (ADJAKATA) – у фон (fon) страж небесной двери, ему приписывают ливни; сын СОГБО (см.)

 

АДЖЕ ШАЛУГА (ADJE SHALUGA) – в мифологическом пантеоне йоруба (yoruba) божество богатства. Вместе с четырнадцатью другими основными божествами пантеона произошел от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью: № 60

 

АДЬОК, также МАДЖОК (ADYOK, MADJOK) – у лотуко (lotuko) верховное божество: № 470

 

АЖЕ (AJE) – у фон (fon) божество охоты; четвертый сын МАВУ-ЛИЗА (см.): № 59

 

АЙДО-ХВЕДО (AIDO-HVEDO) – у фон (fon) змея-радуга, архаический персонаж, выступавший первоначально как демиург; затем она уступила свои функции творца МАВУ (см.). Передвигаясь, Айдо-Хведо создала поверхность земли; горы – это ее экскременты. Она поддерживает землю, которая лежит на ней, как на подушечке, какой пользуются для переноски грузов на голове: № 15,113,114

 

АКЕЛЕ (AKELE) – у фон (fon) ”держит веревку дождя”: его обязанность – забирать воду из моря, из которой делается дождь; сын СОГБО (см.)

 

АКОЛОМБЕ (AKOLOMBE) – у фон (fon) регулирует температуру в мире; с ним связывают выпадение града, разливы рек; сын СОГБО (см.)

 

АЛАЗА (ALAZA) – у фон (fon): живет в лесу, где вершит суд; помогает обнаруживать воров; сын СОГБО (см.)

 

АЛОНКОК (ALONKOQ) – у пангве (pangwe) земля, вышедшая из нижней половины древесного гриба, а из верхней вышло небо: № 31

 

АММА (AMMA) – у догон (dogon) верховное божество, демиург и устроитель вселенной. Амма, подобно гончару, создал из глины солнце, луну, звезды и землю, бросив в пространство глиняные шарики. Раскаленное добела солнце окружает спираль из восьми витков красной меди, а луну – спираль из белой меди. Ком глины, ставший Землей, принял форму женского тела, и Амма сделал Землю своей супругой. Их первому совокуплению помешал термитник, который Амма пришлось срезать (эксцизия), что привело к аномалии – рождению вместо близнецов непарного существа – шакала ЙУРУГУ (см.). От второго совокупления родились близнецы НОММО (см.). Так как Йуругу осквернил Землю, совершив инцест, Амма создал живые существа без ее участия – сделал первую человеческую пару из глины. Номмо наделили каждое человеческое существо двумя душами разных полов, лишняя душа устранялась впоследствии при обрезании (у мужчины) или эксцизии (у женщины). Созданная Амма человеческая пара породила восемь первопредков, из которых четыре старших были мужчинами, а четыре младших – женщинами. Они были андрогинами (двуполыми) и могли самооплодотворяться. От них произошло восемь родов догон: № 63,245,246,426

 

АНАНГАМА (ANANGAMA) – у бауле (baule) культурный герой, помогает в созидании главному божеству, своему старшему брату НЬЯМЬЕ (см.); оба – сыновья Матери богов: № 44,232,370

 

АНАНСИ (ANANSI) – у народов северогвинейского побережья трикстер сказочного фольклора, но с ним связывают также деяния мифологического характера (ослабленный мифологизм): он принес солнце и луну, наткал материал для изготовления людей; сделал трикстера, дав ему свое имя, и пр.: № 89,155

 

АСАСИ-ЙЯ (ASSASI-JA) – у крачи (krachi) Мать-Земля: № 38,89

 

АФЕФЕ (AFEFE) – у йоруба (yoruba) ветер, слуга ШАНГО (см.) наряду с ОШУМАРЕ (см.)

 

АФРЕКЕТЕ (AFREKETE) – у фон (fon) выступает как трикстер; ее обязанность – сторожить богатства моря; она знает все тайны отца и матери. Младшая из детей АГБЕ (см.) и НАЕТЕ (см.)

 

БАЛАНЗА (BALANZA) – у бамана (bamana) дерево, считавшееся священным. В мифологии это фаллическое дерево является одним из воплощений ПЕМБА (см.): № 65

 

БИБА-БИБА (BIBA-BIBA) – у бухеба (buheba) верховное божество; отправил посыльных к людям, определив занятия для мужчин и женщин. Как андрогин Биба-Биба породил ЛУЛЕ (LULE – ”Тот, что спас мир”) и САНАНА (SANANA – ”Тот, который злоупотребляет властью, причиняет зло”; с ним связывают появление смерти), после чего Биба-Биба устранился от земных дел: № 53,54,287,343,411

 

БУМБА (BUMBA) – у куба (kuba) прародитель и демиург. Он породил сначала солнце, луну и звезды, затем животных и людей. Его сыновья также участвуют в сотворении. Согласно варианту мифа он выхаркнул животных, растения, людей: № 45,46,91,102,167,266,268

 

ВАЛУМБЕ, ВАРУМБЕ (WALUMBE, WARUMBE) – у ганда (ganda) повелитель “нижнего мира”, Смерть (персонификация смерти): № 473,490–492

 

ВАРУМБЕ (WARUMBE) – см. ВАЛУМБЕ

 

ВАРУФУ (WARUFU) – см. РУФУ

 

ВИНЬЯ (VINYA) – у тетела (tetela) демиург; создав людей, он разделил их на мужчин и женщин: № 178,340

 

ВУЛБАРИ (WULBARI) – у крачи (krachi) верховное божество, бог неба: № 38,89

 

ГАЛА (GALA) – см. Н’ГАЛА

ГАНУА, ЦГАУВА, ЦГАУНВА, КАУХА, ЦАИХА, ХИШЕ (GANUA, GAUVA, GAUNVA, KAUHA, HISHE) – демиург, учитель первых людей, трикстер у бушменских племен (san) Юго-Западной Африки (!кунг, нарон и др.): № 12,126,286

 

ГАРА (GARA) – у бушменов !кунг (!kung) Ботсваны демиург, но также дурень: № 12,126,271

 

ГАУНАБ, ГАУНА (GAUNAB, GAUNA) – у готтентотов (hottentot) (самоназвание койкоин, khoikhoin) злой дух (?), злодей, разрушитель, противник ТСУИ-//ГОАБА (см.). В отличие от него Гаунаб никогда не делал добра людям, всегда вредил. Его боятся и, чтобы не вызвать его гнев, обещают ему жертвоприношения. Радуга – это огонь, разожженный Гаунабом, чтобы завлечь людей, которые гибли в этом огне. Так как Гаунаб истреблял людей Тсуи-//Гоаба, тот предложил ему бороться и уничтожил: № 8-10,110,144

 

ГБАДЕ (GBADE) – у фон (fon) посылает зигзаги молний, его голос – громовые раскаты; он причиняет зло, непослушен и могуществен. Змея-радуга АЙДО-ХВЕДО (см.) переносит его с неба на землю. Младший сын и любимец СОГБО (см.)

 

ГБАДУ (GBADU) – см. ФА

 

ГБВЕЗУ (GBWEZU) – у фон (fon) сын СОГБО (см.); его голос – отдаленные раскаты грома

 

ГИХАНГА (GIHANGA) – у руанда (ruanda) мифический царь, которому приписывают изобретение огня, приручение животных. Известен наряду с другим царем и культурным героем – РУГАНЗУ (см.): № 74

 

ГУ (GU) – у фон (fon) одно из важнейших божеств мифологического пантеона: божество железа, кузнечного дела, войны, орудий, оружия. Пятый сын МАВУ-ЛИЗА (МАВУ) (см.). В мифах кузнецов выдвигается в число главных божеств, он участвует в сотворении вместе с Маву-Лиза, творцом и прародителем: № 59,61

 

ГУЛУ, МУГУЛУ (GULU, MUGULU) – у ганда (ganda) божество неба; в вариантах – отец КИНТУ (см.): № 62,490

 

ДА ЗОДЖИ (DA ZODJI) – у фон (fon) глава земного пантеона. Да Зоджи вместе с женой НЬОХВЕ АНАНУ (см.)первые близнецы, рожденные МАВУ-ЛИЗА (см.). Тот повелел им заселить землю, отдав им все богатства земли и поручив управление землей: № 59

 

ДАДА (DADA) – у йоруба (yoruba) бог растительности; произошел от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью: № 60

 

ДАДА ЗОДЖИ (DADA ZODJI) – см. ДА ЗОДЖИ

 

ДЖУОК, ДЖУОК-АТАНГ, ДЖОК (JUOK, JUOK-ATANG, JOK) – у шиллук (shilluk) создал разные расы (белых, коричневых и черных людей): № 161,162

 

ДЗИВОА (DZIVOA) у шона (shona), венда (venda) мифическое озеро, на дне которого МВАРИ (см.) произвел первых людей; затем в подземных водах они породили человечество и растения: № 24,25

 

ДЬО (DJO) – у фон (fon) божество атмосферы, воздуха, дыхания. Дьо дает жизнь человеку. Шестой сын МАВУ-ЛИЗА (см.). Его язык – язык людей: № 59

 

ЗАМБА (ZAMBA) – у яунде (yaunde) демиург: создал мужчину и женщину; с ним связывают появление смерти: № 408

ИДЖУ (IDJU) – у марги (margi), килба (kilba) бог неба: № 34,489

 

ИМАНА (IMANA) – у народов Межозерья рунди (rundi), руанда (ruanda) верховное божество, демиург, возглавляет пантеон богов; появление смерти связывают с нарушением людьми его запрета: № 57,76,388,390,391,499,500,504

 

ИРУВА (IRUWA) – см. РУВА

 

ИРУНГУ (IRUNGU) – у народов Межозерья бог охоты; создал горы, леса, некоторых животных

 

ИФА (IFA) – у йоруба (yoruba) божество гадания, мудрости, судьбы; ни одного серьезного решения не принимали, не посоветовавшись предварительно с жрецом Ифа (ср. ФА в Дагомее): № 60

 

ИХНЕВМОН (IHNEVMON) – у южных (капских) бушменов член семьи ЦАГНА (см.), его внук, сын приемной дочери Цагна и КВАММАНГА (см.): № 1,2,78

 

ИШОКО, ИШОЙЕ (ISHOKO, ISHOJE) – у бушменов Восточной Африки хадзапи (hadzapi) демиург, культурный герой, которому принадлежит главенствующая роль; в некоторых мифах действует наравне с ХАЙНЕ (см.): № 95,200-203,330,345

 

ЙО (YO) – у фон (fon) сказочный трикстер, которому в дагомейской мифологии соответствует ЛЕГБА (см.), мифологический трикстер

 

ЙУРУГУ (YURUGU) – у догон (dogon) шакал, рожденный Землей от первого совокупления с АММА (см.). Утратив свою пару, Йазиги, Йуругу совершил инцест с матерью: № 63

 

КАБЕЗЬЯ-МПУНГУ, КУБЕ (KABEZYA-MPUNGU, KUBE) – у луба (luba), хемба (hemba) верховное существо, демиург, учитель первых людей: № 29,401,402,454,455

 

КАГАБА (KAGABA) – у ньоро (nyoro) один из сыновей РУХАНГА (см.), помогал отцу в созидании и служил посредником между Руханга и людьми: № 52,344

 

КАГН (KAGN) – см. ЦАГН

 

КАЛУМБА (KALUMBA) – у луба (luba) демиург, ”создатель всего”; из-за нарушения его запрета смерть пришла в мир: № 396.494

 

КАЛУНГА. КАРУНГА, НДЬЯМБИ-КАЛУНГА, НДЖАМБИ-КАРУНГА (KALUNGA, KARUNGA, NDYAMBI-KALUNGA, NDJAMBI-KARUNGA) – известен многим народам Западной Африки, в том числе чокве (chokwe), куаньяма (kyanyama), амбо (ambo) и др. Сочетает черты культурного героя – предка и, в меньшей мере, грозового божества, громовника. (Ср. МУЛУНГУ, см.). Выпустил первых людей из священного дерева Омукуку (в вариантах – из скалы, термитника): № 18,19,442,443,472

 

КАЛУНГА-НГОМБЕ (KALUNGA-NGOMBE) – у мбунду (mbundu) божество подземного (“нижнего”) мира: № 253

 

КАМОНУ (KAMONU) – у луйи (luyi) культурный герой и первый человек: № 41,42

 

КАТОНДА (KATONDA) – у ганда (ganda) старейший из богов (в вариантах – отец или создатель КИНТУ, см.): № 62,491

 

КАУХА (KAUHA) – см. ГАНУА

 

КВАММАНГА, ЦГВАММАНГА (KWAMMANGA, CGWAMMANGA) – у южных (капских) бушменов член семьи ЦАГНА (см.) – муж его приемной дочери, отец Ихневмона; полагают, что его можно видеть в радуге: № 1,78,79,109,205,296

 

КИМЕРА (KIMERA) – у ганда (ganda) обожествляемый царь Уганды, первый человек и культурный герой: № 72

 

КИНТУ (KINTU) – у ганда (ganda) первый предок, сын КАТОНДА (см.), культурный герой и обожествляемый царь, мифический основатель правящей династии Уньоро–Уганды: № 62,331,490–492

 

КОСАНЕ (KOSANE) – у венда (venda) культурный герой; передал управление миром РАЛУВИМБА (см.): № 27

 

ЛЕБЕ (LEBE) – у догон (dogon) “Великий предок”: № 63,64,192

 

ЛЕГБА (LEGBA) – у фон (fon) божественный трикстер, ”толмач богов”, седьмой, самый младший сын МАВУ-ЛИЗА (см.). Обязанностью Легба было посещать царства, которыми управляли его братья, и давать отчет обо всем происходящем Маву; поэтому он знает языки всех своих братьев, а также язык Маву: № 39,59

 

ЛЕЗА, РЕЗА, ЛУКЕЛЕ, ЛУЧЬЕЛЕ (LEZA, REZA, LUKELE, LUCHYELE) – у народов Верхней и Средней Замбези, Замбии и южного бассейна Конго – ила (ila), каонде (kaonde), ламба (lamba), табва (tabwa), фипа (fipa) и др. мифологический персонаж, в котором первоначальные представления о громовнике, божестве дождя сочетаются с представлениями о сотворении (демиург, создатель первых людей), а также с представлениями, связанными с культурными героями – предками (дал людям семена, научил строить дома); согласно мифам ламба Лучьеле – Великий предок, который пришел с востока, устроил все на земле, а потом двинулся к западу: № 16,28,56,93,197,216,242,298,392,412,430,432,467,480

 

ЛЕХ (LEH) – у барамбо (barambo) культурный герой; крадет воду у ”хозяина” воды: № 314

 

ЛИБАНЗА (LIBANZA) – у пото (poto) культурный герой; с помощью хитрости крадет огонь у ”хозяина” огня: № 280

 

ЛИЗА (LIZA) – у фон (fon), согласно одному из вариантов дагомейского мифа о сотворении, выступает как культурный герой. Лиза – сын МАВУ (см.), посланный им на землю, чтобы расчистить леса и научить людей использовать металл (для изготовления орудий, строительства жилищ); в награду за выполненное поручение Маву дал Лиза во владение солнце. В вариантах Лиза – сын НАНА-БУЛУКУ (см.), породившей близнецов Маву (Луна) и Лиза (Солнце): № 58,61

 

ЛОЛОМБ, ЛОМБИ (LOLOMB, LOMBI) – у басса (bassa) демиург, отец первых людей: № 389

 

ЛУБАНГА (LUBANGA) – у ачоли (acholi) демиург (создал людей, огонь)

 

ЛУФФУА (LUFFUA) – у сонге (songe) Смерть (персонификация смерти), сын МВИДИ (см.); при обмывании новорожденного Луффуа человек, дотронувшийся до его ноги, тут же умер; Луффуа, как и его брат, ФИДИ-МУКУЛЛУ (см.), характеризуется чудесным рождением (беременность матери длилась месяц, рождение в грозу), чудесным ростом (стал взрослым за один день): № 502

 

ЛУЧЬЕЛЕ (LUCHYELE) – см. ЛЕЗА

 

МАВУ (MAWU) – см. МАВУ-ЛИЗА

 

МАВУ-ЛИЗА (MAWU-LIZA) – глава дагомейского (фон, fon) мифологического пантеона, прародитель, демиург; вытеснил первоначальные представления об АЙДО-ХВЕДО (см.). Согласно основному варианту мифа о сотворении он как андрогин породил все остальные божества пантеона: близнецов ДА ЗОДЖИ (см.) и НЬОХВЕ АНАНУ (см.), андрогина СО (см.), близнецов АГБЕ (см.) и НАЕТЕ (см.), АЖЕ (см.), ГУ (см.), ДЬО (см.), ЛЕГБА (см.); в вариантах Маву (Луна) и Лиза (Солнце) – близнецы, рожденные НАНА-БУЛУКУ (см.); в некоторых версиях Маву – отец Лиза: № 15,35,39,58,59,61,113,385,386,486

 

МАНИ-ПУТА (MANI-PUTA) – божество у фиоте (fiote) (или вили, vili); люди разделились на белых и черных в результате испытания, устроенного им Мани-Пута: № 181

 

МАНТИС (MANTIS) – см. ЦАГН

 

МАУЭССЕ (MAUESSE) – у пенде (pende), каниока (kanioka), бена-каниока (bena-kanioka) верховное божество, демиург, первопредок, культурный герой, первый человек: № 55,311,395,410,487

 

МБА (MBA) – у бабуа (babua) демиург, культурный герой: сделал мир на ткацком станке, добыл воду для людей, убив старуху – “хозяйку“ и стража воды: № 313

МВАРИ, МВАЛИ, МНВАЛИ, УНВАЛИ, МОАРИ, МОАЛИ, МНАРИ (MWARI, MWALI, MNWALI, UNWALI, MOARI, MOALI, MNARI) – у венда (venda) и шона (shona) предок, прародитель и небесное, грозовое божество (громовник), а также мифологический трикстер. В соответствии с высокой организацией общества у племен шона, создавших государство Мономотапа, Мвари характеризуется и как обожествляемый предок; он стоит в центре организованного культа, имеет жрецов (наследственное жречество) и посвященных ему жен; существовали священная роща, пещеры, город, священный барабан Мвари НГОМА ЛУНГУНДУ (см.) и т.п.: № 24,26,471

 

МВЕТСИ, МВУЭТСИ (MWETSI, MWUETSI) – у шона (shona) Луна, первый предок и царь: № 25

 

МВИДИ (MWIDI) – у сонге (songe) демиург, ”отец богов”: вначале были только Мвиди и его жена; Мвиди расстелил землю, которая была тогда маленькой, как циновку, и позволил течь через землю воде и рекам; его дети – ФИДИ-МУКУЛЛУ (см.), который помогал ему в сотворении мира, и ЛУФФУА, Смерть (см.): № 20,502

 

МВИДИ-МУКУЛУ (MVIDI MUKULU) – см. ФИДИ-МУКУЛЛУ

 

МВИЛЛЕ (MVILLE) – см. ФИДИ-МУКУЛЛУ

 

МЕБЕГЬЯ, МЕБЕГЕ (MEBEGYA, MEBEGHE) – божество у пангве (pangwe); ввел сексуальные отношения, отправил к людям посыльных с вестями о воскрешении и смерти: № 375

 

МИНОНА (MINONA) – у фон (fon) богиня женщин, дочь ГБАДУ (ФА), см.: № 59

МИТСОСОЗИНИ (MITSOSOZINI) – у покомо (pokomo) предок, культурный герой (научил людей добывать огонь трением); он не был рожден, у него не было ни отца, ни матери: № 283

 

МНВАЛИ (MNWALI)см. МВАРИ

 

МОАРИ (MOARI) – см. МВАРИ

 

МОГАИ (MOGAI) – см. НГАИ

 

МОДИМО (MODIMO) – см. МОРИМО

 

МОРИМО, МУРИМО, МОДИМО, МОЛИМО, МЛИМО (MORIMO, MURIMO, MODIMO, MOLIMO, MLIMO) – у сото–тсвана (sothotswana) первопредок, первый человек, который вышел из пещеры (или тростникового болота). С течением времени под влиянием христианских представлений стал восприниматься как ”небесное божество”: № 358

 

МПУНГУ (MPUNGU) – у вили (vili) (или фиоте, fiote) отец НЗАМБИ (см.); он прогнал сына, и тот стал помогать людям

 

МТАНГА (MTANGA) – у яо (yao) демиург, посланный богом; создал горы, реки, дождь

 

МУБЕИ (MUBEI) – у фиа (fia) демиург: создал мир – солнце, луну, землю, животных и деревья: № 30,446,450

 

МУГУЛУ (MUGULU) – см. ГУЛУ

 

МУКУРУ (MUKURU) – у гереро (gerero) первопредок, демиург, культурный герой; с ним связывают мифы о сотворении. Вместе с крупным рогатым скотом Мукуру и его жена вышли из священного дерева ОМУМБОРОМБОНГА, см. (вариант: Мукуру повелел людям и животным выйти из дерева, а птицам и рыбам – из горы): № 17,131

 

МУЛУНГУ, МЛУНГУ, МУРУНГУ, МРУНГУ, УМЛУНГУ, МВУНГУ, МУУНГУ, МУНГУ (MULUNGU, MLUNGU, MURUNGU, MRUNGU, UMLUNGU, MVUNGU, MUUNGU, MUNGU) – известен многочисленным бантуязычным племенам (bantu) Восточной Африки. Мифологический персонаж, сочетающий черты культурного героя–предка и в меньшей степени грозового божества, громовника: № 40,143,149,362

 

МУРИ-МУРИ (MURI-MURI) – у пигмеев эфе (efe) лесной дух, маленький, с остроконечной головой, покрыт волосами; живет в глубине леса; его почитают и боятся. Ср. ТОРЕ (см.)

 

МУСО КОРОНИ КУНДЬЕ (MUSO KORONI KUNDJE) – у бамана (bamana) первая женщина, сотворенная ПЕМБА (см.); став женой Пемба, она породила растения и животных. Значение имени – “Маленькая старушка с белой головой”. Позднее Пемба изгнал ее за предательство. Нарушив порядок созидания, она внесла в мир зло, горе и смерть; с ней связывают появление первой менструальной крови, эксцизии. Она же научила людей земледелию: № 65

 

МУСЬЯНИ (MUSYANI) – у виньямванга (winyamwanga), вива (wiwa) – Великий предок, культурный герой, учитель первых людей: он принес людям злаки и научил возделывать землю, а также кузнечному искусству: № 244,337

 

МУТАПИ (MUTAPI) – у шона (shona) культурный герой, основатель государства Мономотапа

 

НААВЕН (NAAVEN) – у булса (bulsa) бог неба, верховное божество, создал мужчину и женщину; культурный герой: № 33,169,420

 

НАЕТЕ (NAETE) – у фон (fon) жена главы пантеона моря АГБЕ (см.); младшая из ее детей – трикстер АФРЕКЕТЕ (см.): № 59

 

НАНА-БУЛУКУ (NANA BULUKU) – у фон (fon) в варианте дагомейского мифа о сотворении андрогинное божество, породившее близнецов МАВУ (см.) и ЛИЗА (см.), которым Нана-Булуку уступает господство: № 58

 

НГАИ, МОГАИ, ЭНГ-АИ (NGAI, MOGAI, ENG-AI) – у кикуйю (kikuyu), камба (kamba) громовник, божество дождя. Имя божества заимствовано у масаи (masai), однако у последних одноименный образ намного сложнее. См. ЭНГ-АИ: № 190

 

Н’ГАЛА, ГАЛА (NGALA, GALA) – у бамана (bamana) верховное божество. Имя божества видоизмененная форма от Аллах. Представление о Н’гала, возникшее под влиянием частичной исламизации начиная с XVII в., вытеснило существовавшее ранее представление о божестве неба, громовнике

 

НГОМА ЛУНГУНДУ (HGOMA LUNGUNDU) – у шона (shona), венда (venda) священный барабан МВАРИ (см.), ”язык” которого мог понимать только жрец Мвари: № 24

 

НГОНГО ЛУТШОФУ (NGONGO LUTSHOFU) – у тетела (tetela), бена-малела (bena-malela), фариала (fariala) первый человек, Великий вождь

 

НЗАМБЕ (NZAMBE) см. НЗАМБИ

 

НЗАМБИ, НЗАМБЕ, НДЬЯМБИ, НЬЯМБЕ, НЬЯМБИ, НЬЯМА, НЗАМА, НЗАМИ (NZAMBI, NZAMBE, NDJAMBI, NYAMBE, NYAMBI, NYAMA, NZAMA, NZAMI) – известен многочисленным народам Южной и Центральной Африки – чокве (chokwe), лунда (lunda), ротсе (rotse), луйи (luyi), конго (kongo), кита (kita), бвенде (bwende), бухеба (buheba), гереро (herero), коко (koko) и др. Первоначально это божество связывали с представлениями о предках, а впоследствии его имя использовали для обозначения христианского божества. Демиург, прародитель, создал животных, растения, первых людей; установил запреты: № 31,41-43,47,145,159,182,291,321-324,366,372,393,403,405,407,415,447,465

 

НЗАМБИ МПУНГУ (NZAMBI MPUNGU) – у конго (kongo) божество громовник: № 43,291

 

НОММО (NOMMO) – у догон (dogon) духи воды. Близнецы Номмо были порождены Землей от второго совокупления с АММА (см.). Номмо подобны воде, их зеленые, гладкие, сияющие, как поверхность воды, тела покрыты короткими зелеными волокнами (предчувствие растительности земли). Они наполовину люди, наполовину змеи; у них красные глаза и раздвоенные языки, гибкие руки без суставов; у них было по восемь конечностей. Их число было восемь, что является символом Речи: № 63,265

 

НЬИКАНГ (NYIKANG) – у шиллук (shilluk) мифический предок царского рода, культурный герой; выловил первых людей из воды с помощью гарпуна и удочки: № 77,142

 

НЬОХВЕ АНАНУ (NJOHWE ANANU) – у фон (fon) близнецы Ньохве Анану и ДА ЗОДЖИ (см.) – первые дети, рожденные МАВУ (см.): № 59

 

НЬЯМЬЕ (NYAMYE) – у бауле (baule) божество-демиург, рожденный Матерью богов, наряду с братом АНАНГАМА (см.), выступающим как его помощник в созидании, культурный герой: № 44,85,107,115,222,232,233,370

 

ОБА (OBA) – у йоруба (yoruba) богиня реки Оба; произошла от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, вместе с другими четырнадцатью основными божествами пантеона: № 60

 

ОБАТАЛА (OBATALA) – у йоруба (yoruba) божество мифологического пантеона, управляющее небесным сводом и миром; был создан ОЛОРУНОМ (см.). Обатала сделал из глины первых людей, создает ребенка в чреве матери. Его жена – ОДУДУВА (см.). Белый цвет считается посвященным Обатала (”Оба-ти-ала” – ”Господин белой одежды”): № 60,156

 

ОБУМО, АБАССИ ОБУМО (OBUMO, ABASSI OBUMO) – у ибибио (ibibio) громовник, рожденный Великой Матерью ЭКА АБАССИ (см.), впоследствии – ее супруг и верховное божество, к которому перешло от Эка Абасси главенство над пантеоном. Вместе они породили все сущее, в том числе предков всех народов земли. Впоследствии Обумо покинул землю и поднялся в небо; из своего жилища в облаках он направляет на землю посыльных – дождь, ураган, молнию, гром, орла и др. В вариантах Обумо как верховное божество создал небо и землю, а потом передал управление миром другим божествам, оставив за собой распределение сезонов и т.п.: № 80

 

ОГБОРА (OGBORA) – у народов Бенина (Benin) верховное божество; впоследствии передал власть своему сыну Оса, а себе оставил надзор за “нижним миром”; вместе они создали небо и землю, а также участвовали в создании первой человеческой пары, сотворенной из экскрементов Матери богов, затем Оса дал людям дыхание, а бог Огиву дал кровь: № 168

 

ОГУН (OGUN) – у йоруба (yoruba) бог железа и войны, покровитель воинов, кузнецов, охотников (так же как ШАНГО, см.). Произошел от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.), в числе пятнадцати основных божеств пантеона: № 60

 

ОДУА (ODUA) – см. ОДУДУВА

 

ОДУДУВА, ОДУА (ODUDUWA, ODUA) – у йоруба (yoruba) одна из важнейших богинь мифологического пантеона, жена ОБАТАЛА (см.). Их дети – божества, олицетворяющие землю и воду, породившие в свою очередь божество воздуха – ОРУНГАНА (см.): № 60

 

ОЙЯ (OJA) – у йоруба (yoruba) богиня реки Нигер; произошла от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.), вместе с другими основными божествами мифологического пантеона: № 60

 

ОКЕ (OKE) – у йоруба (yoruba) бог гор. Вместе с другими четырнадцатью основными божествами пантеона произошел от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ОЛОКУН (OLOKUN) – у йоруба (yoruba) одно из древнейших божеств мифологического пантеона. Бог (в вариантах богиня) моря; его жена ОЛОСА (см.): № 60

 

ОЛОРУН (OLORUN) – у йоруба (yoruba) ”Хозяин неба”. Создал ОБАТАЛА (см.), которому передал управление небесным сводом и миром: № 60,156

 

ОЛОСА (OLOSA) – у йоруба (yoruba) богиня лагуны Оса; вместе с другими четырнадцатью основными божествами пантеона была рождена от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.). Жена ОЛОКУНА (см.): № 60

 

ОМУКУКУ (OMUKUKU) – священное дерево, согласно мифологическим представлениям многих народов Западной Африки и бантуязычных народов Восточной Африки – амбо (ambo), луба (luba), конго (kongo), мбунду (mbundu), чокве (chokwe) и др. “Отец всех предков” КАЛУНГА (см.) “вызвал” из него первых людей (в вариантах – из земли, скалы, термитника). Ср. ОМУМБОРОМБОНГА (см.): № 18

 

ОМУМБОРОМБОНГА (OMUMBOROMBONGA) – у гереро (gerero) cвященное дерево (Combretum primigenum Marl), один из объектов культа МУКУРУ (см.). Согласно мифам, из него появились первые люди и животные; в вариантах первых людей отождествляют с Мукуру и его женой. Ср. ОМУКУКУ (см.): № 17,130,131

 

ОРИША ОКО (ORISHA OKO) – у йоруба (yoruba) божество земледелия. Ориша Око вместе с другими четырнадцатью основными божествами пантеона был рожден в результате инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ОРУН (ORUN) – у йоруба (yoruba) бог солнца; вместе с другими четырнадцатью основными божествами пантеона произошел от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ОРУНГАН (ORUNGAN) – у йоруба (yoruba) божество воздуха, произошел от божеств земли и воды, рожденных, в свою очередь, от союза ОБАТАЛА (см.) и ОДУДУВА (см.). От инцеста Орунгана с матерью, Одудува, произошли пятнадцать основных божеств мифологического пантеона: ДАДА (см.), ШАНГО (см.), ОГУН (см.), ОЛОКУН (см.), ОЛОСА (см.), ОЙЯ (см.), ОШУН (см.), ОБА (см.), ОРИША ОКО (см.), ОШОСИ (см.), ОКЕ (см.), АДЖЕ ШАЛУГА (см.), ШАНКПАННА (см.), ОРУН (см.), ОШУ (см.): № 60

 

ОШОСИ (OSHOSI) – у йоруба (yoruba) божество охотников; вместе с другими основными божествами пантеона был рожден от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ОШУ (OSHU) – у йоруба (yoruba) богиня луны; вместе с другими основными божествами пантеона была рождена от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ОШУМАРЕ (OSHUMARE) – у йоруба (yoruba) божество радуги, слуга ШАНГО, см. (наряду с АФЕФЕ, см.). Ошумаре носит воду с земли во дворец Шанго. Согласно варианту, Ошумаре – великая змея подземного мира, которая иногда выходит из-под земли пить воду с неба

 

ОШУН (OSHUN) – у йоруба (yoruba) богиня реки Ошун; вместе с другими основными божествами пантеона произошла от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ПЕМБА (PEMBA) – у бамана (bamana) демиург. Земное перевоплощение Пемба – БАЛАНЗА (см.), фаллическое дерево, образ его оплодотворяющей мужской силы. С помощью сотворенной им первой женщины, МУСО КОРОНИ КУНДЬЕ (см.), Пемба создал растения и животных. С ним связывают также появление ФАРО (см.), духа воды и громовника, к которому в дальнейшем переходит власть: № 65

 

ПЕМБЕЛЕ (PEMBELE) – у бамана (bamana) прямоугольный деревянный брус, представляющий ПЕМБА (см.) и называемый ”глава вещей”: № 65

 

РАЛУВИМБА (RALUVHIMBA) – у венда (venda) предок и грозовое божество, дождедатель, его голос слышен в громе, живет на небе. Иногда с ним отождествляют МВАРИ (см.): № 27

 

РИАНГОМБЕ (RIANGOMBE) – у руанда (ruanda) мифический царь, основатель тайного общества имандва, связанного с культом предков царского рода: № 75,76

 

РИБИМБИ (RIBIMBI) – у тонга (tonga) демиург: создал небо и землю, людей и научил их делать дождь

 

РУВА, ИРУВА (RUWA, IRUWA) – у джагга (djagga) солнечное божество, солнце; демиург и устроитель мира, учитель первых людей. Выпустив людей из сосуда, дал им бананы, бататы, ямс. С ним связывают появление смерти из-за нарушения людьми его запрета: № 210,397,417

 

РУГАНЗУ (RUGANZU) – у руанда (ruanda) мифический царь и культурный герой, известен наряду с ГИХАНГА (см.); ему приписывают введение полезных растений, с ним связывают появление домашних животных, он научил людей плавить руду, строить дома, варить пиво; с ним связывают объединение царства Руанда. Ко временам Руганзу относят установление различных обычаев и обрядов, в том числе культа РИАНГОМБЕ (см.), мертвых: № 74–76

 

РУФУ (RUFU) у рунди (rundi), ньоро (nyoro) Смерть (персонификация смерти): № 493,497,504

 

РУХАНГА (RUHANGA) – демиург и культурный герой у ньоро (nyoro), зенди (zendi), хема (hema) демиург и культурный герой, создал землю, небо, солнце, луну и все остальное; живет на небе; с ним связывают появление смерти в наказание людям; его брат, Нкья, стал первым человеком: № 51,52,92,344,469

 

СО, СОГБО, ХЕВИОЗО, также АГБОЛЕСУ (SO, SOGBO, HEVIOZO, AGBOLESU) – у фон (fon) андрогинное божество, ”Хозяин неба”, громовник, глава пантеона грома (ср. ШАНГО, см.); мог принимать вид барана (отсюда имя Агболесу, что означает ”Огромный баран”), который является символом громовника. Со – верховный судья. Его дети – АГБЕ, (см.), АДЕН (см.), АКОЛОМБЕ (см.), АДЖАКАТА (см.), ГБВЕЗУ (см.), АКЕЛЕ (см.), АЛАЗА (см.), ГБАДЕ (см.). Согласно вариантам Агбе и Аден – дети МАВУ-ЛИЗА(см.): № 59,113

 

СОГБО (SOGBO) – см. СО

 

СТРАНА МАНДЕ – у догон (dogon), бамана (bamana) и ряда других суданских народов мифическая прародина; впоследствии эти народы распространились на территории между Атлантическим побережьем, Сенегалом, Нигером вплоть до Дагомеи. Об этом событии хранят память межплеменные семилетние культы (в частности культовые церемонии, осуществлявшиеся в святилище Кангаба в отношении клана Кейта): № 64,192

 

ТЕЛИКО (TELIKO) – у бамана (bamana) дух воздуха; его появление связывают с ФАРО (см.), у которого он впоследствии пытался отобрать власть, но потерпел неудачу: № 65

 

ТИКСО (TIXO) – см. УТИКСО

 

ТОРЕ (TORE) – у пигмеев бамбути (bambuti) лесное божество, ”хозяин” леса; с ним связывают церемонию инициации юношей. Его представляют то в облике человека, то животного (леопард, шимпанзе). Ср. МУРИ-МУРИ (см.)

 

ТСУЕ, ХУВЕ (TSUE, HUWE) – у бушменов !кунг (!kung) Ботсваны; демиург и мифологический трикстер (создает и убивает людей; сам, как и Луна, многократно воскресает после смерти; высекает огонь трением; ему свойственны превращения, устраивает различные проделки): № 269-270,380

 

ТСУИ-//ГОАБ (TSUI // GOAB) – см. ХЕЙСЕБ

 

ТСУМА-ТСУМА (TSUMA-TSUMA) – см. ХЕЙШЕ

 

ТСУМА-ТСУМАНЕ (TSUMA-TSUMANE) – см. ХЕЙШЕ

 

ТУЛЕ (TULE) – у занде (zande), сири (siri) культурный герой, с помощью хитрости крадет для людей огонь у кузнеца, воду у охранявшей ее старухи: № 279,312

 

ТУМБАРЕ (TUMBARE) – у розви (rozwi) демиург (его имя означает ”Создатель”) и культурный герой (дал людям огонь и воду); стал первым вождем (царем) розви: № 73

УМВЕЛИНКАНГИ (UMVELINQANGI) – у зулу (zulu) демиург, наряду с УНКУЛУНКУЛУ (см.): № 21

 

УНКУЛУНКУЛУ (UNKULUNKULU) – у зулу (zulu) мифический первопредок (породил первых людей), демиург, культурный герой (наряду с УМВЕЛИНКАНГИ, см.): № 21,22,83,136,180,248,262,308,328,357

 

УРЕЖВА (UREJZVA) – у йейе (yeye) демиург; создал людей из глины и оживил их: № 406

 

УТИКСО, ТИКСО (uTIXO, TIKXO) – у готтентотов (hottentot), мифологический персонаж, имя которого означает “Раненое колено”; заимствован у коса (xhosa). Имя получило распространение благодаря деятельности миссионеров, использовавших его для обозначения понятия “бог”: № 373

 

ФА, ГБАДУ (FA, GBADU) – у фон (fon) божество гадания, имеющее свой культ (ср. ИФА у йоруба, см.). Согласно варианту мифа, Фа – андрогинное божество, рожденное МАВУ-ЛИЗА (см.) после близнецов, создавших пантеон моря (АГБЕ, см. и НАЕТЕ, см.), живет на небе, на вершине пальмового дерева, откуда видит все, что происходит в царствах моря, земли и неба. У нее шестнадцать глаз, которые по утрам ей открывает ЛЕГБА (см.). Ее дети – МИНОНА (см.), Аови, Аби, Дуво, Кити, Агбанукве, Зосе: № 59

 

ФАРО (FARO) – у бамана (bamana) божество громовник. Его появление связывают с ПЕМБА (см.), у которого впоследствии Фаро отбирает власть. Фаро приписывают создание людей (бозо, bozo – считают Фаро своим прародителем). Победив Пемба, Фаро возобновил созидание и реорганизовал вселенную. Он обозначил страны света, установил сезоны и чередование дня и ночи, классифицировал растения, животных и людей. С Фаро связывают все атмосферные явления; дух воздуха ТЕЛИКО (см.) – его порождение. Фаро считается “хозяином воды”, он создал рыб и всех водных животных: № 65

 

ФИДИ-МУКУЛЛУ, ФИДИ-МУКУЛУ, МВИДИ-МУКУЛЛУ, МВИДИ-МУКУЛУ, МВИЛЛЕ (FIDI-MUKULLU, FIDI-MUKULU, MVIDI-MUKULLU, MVIDI-MUKULU, MVILLE) – у народов луба (luba), сонге (songe), бена лулуа (bena lulua), бена матембо (bena matembo), бена-коши (bena-koschi), бена-буимукуллу (bena-buimukullu) демиург. Из двух камней он создал солнце и луну, от его падения на землю образовались горы и долины; отодрав от дерева щепки, превратил их в людей; из-за нарушения его запрета люди узнали смерть. Фиди-Мукуллу – сын МВИДИ (см.); он, как и его брат ЛУФФУА, Смерть (см.), характеризуется чудесным рождением (беременность матери длилась месяц, рождение в грозу), чудесным ростом (стал взрослым за один день): № 150,297,414,437,438,440,441,502

 

ФУНЗА (FUNZA) – у бвенде (bwende) демиург, создатель людей; из-за нарушения его запрета появилась смерть: № 48,404

 

ХАЙНЕ (HAINE) – у хадзапи (hadzapi), бушменов Восточной Африки, один из основных мифологических персонажей, Луна: демиург, культурный герой, наряду с ИШОКО (см.). Однако главенствующая роль чаще отводится Ишоко, Солнцу: № 95,201,202

 

ХЕВИОЗО (HEVIOZO) – см. СО

 

ХЕЙСЕБ, ХЕЙСИБ, ХЕЙТСИ-ЭЙБИБ, КАБИП, ХЕЙГЕЙБ, ТСУИ-ГОАБ, ТСУНИ-ГОАМ, ТСУИ-КОАБ (HEISEB, HEISIB, HEITSI-EIBIB, KABIP, HEIGEIB, TSUI //GOAB, TSUNI-//GOAM, TSUI-KOAB) – у готтентотов (hottentot) !кора, или корана (!kora, korana), нама (nama) и так называемых колониальных готтентотов (обитавших на северо-западе Капской колонии) общий предок, демиург, податель дождя, дичи, растительности и других благ; указывал людям места, где есть вода, заставлял расти траву. Звезды и луна вышли из его груди, а солнце – из его спины; из своих мозгов он создал деревья и холмы; он дал названия рекам, источникам и т.п. Наряду с этим он характеризуется как мифологический трикстер. С ним связывают происхождение смерти. ”В древние времена Хейсеб присматривал за людьми, он посещал различные племена и всегда был среди людей, так как он был их богом”. Хейсеб – “Великий колдун”, который обладает магической силой и способностями, может принимать разные обличья. Он неоднократно умирал и воскресал. Его многочисленные могилы представляют собой груды камней; проходящие мимо должны положить на могильный холмик камень или ветвь в знак того, что помнят о нем. Он мудрый, знает все тайны и пророчествует о будущем. Он борется со своими врагами (Гама-Гориб, или Га-Горип, Хау-Гай-Гаиб, Лев, //ГАУНАБ, см.), истреблявшими его людей (его “детей”), и уничтожает их. После сражения с Гаунабом, который ранил его так, что он стал хромать, получил имя «Раненое колено» (Тсуи-//Гоаб). (Ср. УТИКСО, см.). Один из первых собирателей и исследователей готтентотской мифологии Т.Ханн полагает, что это более поздняя трактовка, а единственно правильной считает: «Тот, кто имеет облик дерева», Великое Древо. Имеется в виду ”Дерево Рассвета (Восхода)”, когда лучи восходящего солнца расходятся как ветви гигантского дерева. (Ср. ЦАГНА, см.): № 5-11,90,144,199,261,274,275,306,307,445,488

 

ХЕЙТСИ-ЭЙБИБ (HEITSI-EIBIB) – см. ХЕЙСЕБ

 

ХЕЙШЕ, ТСУМА-ТСУМА, ТСУМА-ТСУМАНЕ (HEISHE, TSUMA-TSUMA, TSUMA-TSUMANE) – у бушменов !кунг (!kung) мифологический персонаж, первым нашедший скот и сорго; ведет себя как дурень, и хозяином скота и зерна становится банту (батсвана). Заимствование от готтентотов нама и племен, говорящих на языке нама (nama): № 230-231,255

 

ХИШЕ (HISHE) – у готтентотов нарон (naron) мифологический персонаж, участвовавший в созидании мира: с ним связывают разделение племен банту (bantu) и бушменов (bushmen); он приказал растениям и животным, которые тогда были людьми, стать такими, какие они сейчас (вероятность заимствования): № 198

 

ХУБЕАНЕ, ХУВЕАНЕ (HUBEANE, HUVEANE) – у сото (sotho) первопредок, демиург, трикстер. Спустился  с неба, чтобы сделать землю и людей, а затем снова поднялся в свое жилище. Cр. ХУТСВАНЕ: № 23

 

ХУТСВАНЕ, ХУТСОАНЕ (HUTSVANE, HUTSOANE) – у сото (sotho) создатель людей, с ним связывают появление смерти; впоследствии покинул землю. Ср. ХУБЕАНЕ: № 468

 

ЦАГН, КАГН (CAGN, KAGN) – у бушменcких племен /кам (/kam), !кунг (!kung) и бушменов Малути центральный мифологический персонаж: тотемический культурный герой, демиург, патрон племенных инициаций, трикстер; многие (или подобные) мотивы и сюжеты отмечены также в текстах готтентотов, героем которых является ХЕЙСЕБ (см.): № 1-4,78,79,81,119,205-209,296

 

ЦГАУВА – см. ГАНУА

 

ЧИУТА (CHIUTA) – у тонга (tonga) божество, отправившее к людям посыльных: хамелеона и ящерицу (лягушку) с противоположными вестями, соответственно, о воскрешении и смерти

ШАНГО (SHANGO) – у йоруба (yoruba) бог грома и молнии, а также охоты и грабежа. Его слуги – АФЕФЕ (см.) и ОШУМАРЕ (см.). Наряду с другими основными божествами пантеона произошел от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ШАНКПАННА, ШОПОНА (SHANKPANNA, SHOPONA) – у йоруба (yoruba) бог оспы; вместе с другими основными божествами пантеона произошел от инцеста ОРУНГАНА (см.) с матерью, ОДУДУВА (см.): № 60

 

ШИДА МАТУНДА (SHIDA MATUNDA) – у ньямвези (nyamwezi) демиург; с ним связывают появление смерти (по вине одной из его жен): № 460

 

ЭКА АБАССИ (EKA ABASSI) – у ибибио (ibibio) Великая Мать, глава мифологического пантеона; ее муж – Эте Абасси. Как андрогин породила своего первенца – громовника ОБУМО (см.); земные женщины – ее дочери. Так как они не унаследовали ее способности андрогина, она отправила к ним магическую белую птицу – Луну, которая передала им дар плодовитости с условием совершать определенные жертвоприношения, соблюдать табу; при нарушении этих условий страну поразит бесплодие. Согласно широко распространенному варианту, впоследствии Обумо стал супругом Эка Абасси и главой пантеона, верховным божеством: № 80

 

ЭЛЕГБА, ЭЛЕГБАРА, ЭШУ (ELEGBA, ELEGBARA, ESHU) – у йоруба (yoruba) фаллическое божество, которое впоследствии стало восприниматься как персонификация зла. С ним йоруба, как и эве (ewe), связывают церемонию инициации: № 60

ЭЛЕГБАРА (ELEGBARA) – см. ЭЛЕГБА

 

ЭНГ-АИ, НГАИ (ENG-AI, NGAI) – у масаи (masai) связан с культом племенного божества, бога-воителя; имя заимствовано кикуйю (kikuyu), камба (kamba). См. НГАИ у кикуйю: № 190

 

ЭССАМНЬЯМАБОГЕ (ESSAMNYAMABOGE) – у пангве (pangwe) верховное божество; смерть появилась среди людей из-за нарушения его запрета, после чего он оставил мир и отправился на небо: № 418

 

ЭШУ (ESHU) – см. ЭЛЕГБА

gп