ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ

Шаманский бубен как модель вселенной

Рисунки на бубне

У народов Южной Сибири (алтайцев, хакасов, шорцев) внешняя поверхность бубнов делилась по вертикали на три части, символизирующие три сферы вселенной.
 

Хакасский бубен. Экспозиция Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Москва.
В верхней части изображалось небо со светилами, радугой, облаками, Млечным путем. На левой стороне помещалось солнце, именуемое матерью, на правой — месяц, именуемый отцом. Такое расположение солнца и месяца отражало летнее время, ибо шаманы путешествовали по небу с весны до осени, пока оно не “замерзало”. Рисунки звезд, по утверждению самих шаманов, помогали им ориентироваться в космосе во время камлания. Под небесной сферой нарисована поперечная полоса, обозначающая обитаемую людьми землю. Ломаная линия посередине полосы символизирует горы. В нижнем поле бубна, обозначавшем подземный мир, изображались живущие в нем существа. (7)Хрестоматия
Илл. 7. Хакасский бубен
Кетский бубен. Опубл.: Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // Сборник музея антропологии и этнографии. Т.2, вып.2. СПб., 1914, с. 52, рис. 39.
У кетов рисунки на внешней поверхности обтяжки изображали вселенную с небесными светилами и фигурой шамана в центре, а рисунки на обечайке осмыслялись как земля с жилищами, оленями, людьми.

 

Илл. 8а. Кетский бубен (8)Хрестоматия  

Рисунки на обечайке кетского бубна  

ЧЕЛОВЕКЧЕЛОВЕКОЛЕНИОЛЕНИОЛЕНИЧУМ ШАМАНАПОСОХ ШАМАНА
ЧУМСТОЙБИЩЕЧУМПОСОХ ШАМАНАЧУМ ШАМАНАСОБАКИ
ЧУМ ШАМАНАЧЕЛОВЕК

  Илл. 8б. 1, 2, 16 — человек; 3-5 — олени; 6, 13 — чум шамана; 7, 12 — посох шамана; 8, 11 — чум; 9, 10 — стойбище; 14, 15 собаки