ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ

Шаманский бубен как модель вселенной

Символика изображений

Символизировать зоны шаманского космоса могли и изображения соответствующих животных. Селькупы на внутренней стороне обечайки рисовали вверху красной краской оленей (олень — символ верхнего мира), а внизу черной краской медведей (медведь — символ нижнего мира).


Телеутский бубен. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербург. Архив А.В.Анохина, рис. 275. Опубл.: Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала ХХ в. М.-Л., 1954, с. 655, рис. 95.
На телеутском бубне в верхней части изображены “небесные” существа (птицы, кони), а в нижней части — хтонические животные (змея, рыба, ящерица).
Илл. 12. Телеутский бубен

На якутских бубнах верний конец крестовины-рукояти оформлялся в виде головы птицы, а железные подвески воспроизводили птиц, рыб, промысловых и мифологических животных. У народов Амура бубны разрисованы изображениями мифических змей, драконов, а также ящериц и лягушек, считавшихся опорой мироздания. На бубнах эвенков рисунки оленей и коз размещались в верхней части, а тигров в нижней. Значение имел даже материал, из которого изготовлена отдельная деталь, например, береза считалась деревом верхнего мира, а кедр — деревом мертвых, и т.д.

В результате бубен оказывался “картой” мифологизированной вселенной, иногда весьма детализированной: помимо трех основных миров, астральных, животных или растительных символов, обозначающих ту или иную космическую зону, на него наносились изображения гор, морей, болот, стойбищ людей и духов, их жилищ, расположенных рядом с ними священных деревьев, ездовых и жертвенных животных и т.д.

Бубен хакасской шаманки. По Н.Ф.Катанову. Опубл.: Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984, с. 168, рис. 6.
Илл. 13. Бубен хакасской шаманки.

А — верхний мир;

Б — нижний мир;

В — три слоя земли, отделяющие небесный мир от подземного

Анимация