Русская поэзия 1960-х годов

Один день из жизни Надежды Усольцевой. Часть вторая

Прошло уже почти пятнадцать минут урока, а я еще только начала раздавать задания. Правда, у нас на сегодня было запланировано целых два урока русского языка, но, все равно, я не была уверена, что дети вовремя справятся с заданием.
Я перешла к следующей парте, где сидели другие мальчик с девочкой.
- Будем знакомиться? Как вас зовут?
- Евгений Егоров.
- Евгения Пятынина.
- Хорошо, значит, тут у нас два Жени - мальчик и девочка. Про кого будем писать?
- Можно мне про Андрея Рублева?
- Ты знаешь про Рублева? (Замечу, что в те годы имя Рублева еще было не столь широко известно в обществе - прим. Н.У. См. о художнике - http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-biography.php).
- Да, немного знаю. Мне нравится его икона Святой Троицы, которая висит в Третьяковской Галерее. Можно про нее, написать?
- Конечно, Женя. Так, я записываю - Евгений Егоров - "Святая Троица" Андрея Рублева. - Так, а ты что скажешь? - обратилась я к девочке.
- Я хотела бы про Левитана, например, про картину "Золотая осень".
- Отлично, Женя. Сейчас как раз осень, и твое сочинение будет очень даже актуально и интересно. Тогда я пишу: Пятынина Евгения - картина Левитана "Золотая осень" http://isaak-levitan.ru/master.php. Спасибо, дети.

В эту минуту отворилась дверь, и в класс вошла Наталья Георгиевна Короткина, всеми нами любимый директор нашей школы. Известно, что директора школ нечасто пользуются любовью и уважением учителей, не говоря уже о самих школьниках. Но Наталья Георгиевна была приятным исключением из этого правила - ум, честь и совесть всей школы, настоящая душа коллектива, мать всех детей, любящая всех и дарящая каждому всю тепло и внимание, которое она только могла дать.
- Ну, как у нас идут дела? Много двоек нахватали? - ее светлая улыбка осенила своим сиянием весь класс, и, заскучавшие было ученики, разом воспряли и дружно заулыбались ей в ответ.
- Ничего, потихоньку знакомимся, - отвечала я ей. - Готовимся к сочинению.
- Ну, молодцы! Так, Волков, ты мою вчерашнюю просьбу маме передал?
- Да, все сказал. Она все сделает.
- Молодец, Саша. Ну, я пойду. Извиняйте за вторжение, я только вот зашла по поводу Волкова. На прощанье она еще раз мило улыбнулась и тихо затворила дверь за собой. Продолжаем урок.

Дошла очередь до пухленького рыжеволосого мальчугана.
- Василий Титов, - сказал он мне, не дожидаясь моего вопроса.
- Очень приятно, Василий. Не решил еще, о ком будешь сегодня писать сочинение?
- Можно про Ван Гога?
- Можно. Нравятся картины Ван Гога?
- Да.
- Это потому, что он такой же рыжий! - раздалось сзади с усмешкой.
- Сам ты рыжий! Еще я читал книгу "Жажда жизни" Ирвинга Стоуна (см. информацию о художнике и книге - http://vangogh-world.ru/stone.php).
- Так, дети, давайте не будем ругаться. Вы же не хотите испортить нам сегодня первое занятие. Кто там обзывается? Ты что, считаешь, что быть рыжеволосым это постыдно или ущербно? Человек может быть любым, и главное - что у него в сердце и душе, а не какого цвета у него волосы. Посмотрите на цветы за окном - какие они все разные. И красные, и синие, и желтые, и белые, и - есть даже рыжие. Но каждый из них прекрасен, и достоин любви и внимания. Скажи, если ты родился брюнетом - разве в этом есть твоя заслуга? Нет, ты здесь совсем не при чем. А потому, пожалуйста, давайте не будем столь мелочными, и не будем ругаться из-за пустяков.

На одном дыхании произнесла я эту вдохновенную речь. Более всего в работе учителя я боялась того, как мне придется утихомиривать ссорящихся и ругающихся детей. Редко какой класс бывает полностью дружным, и я боялась, что потеряю контроль над детьми и не смогу их объединить в одно целое. К счастью, постепенно, с опытом, мне удавалось найти приемы и методы работы со сложными детьми, и обидные ссоры и конфликты в моем классе стали редкостью.

- Так, продолжаем урок, - сказала я, подходя к тоненькой темненькой девочке.
- Алина Наева, - скромно улыбнулась она, пряча глаза.
- Спасибо, Алина. Какое красивое у тебя имя. Любишь какого-нибудь особенного художника?
- Да, люблю Михаила Нестерова. Нестеров родился в Уфе, и я сама тоже родилась там. Мне его картины очень нравятся, там моя родная башкирская природа. Я могу написать сразу о нескольких моих любимых картинах.
- Хорошо, Алина, принимается. Итак, Алина Наева - Жизнь и творчество Михаила Нестерова (информация о художнике - http://art-nesterov.ru/benua.php).

Позже Алина Наева начала писать стихи и стала одной из моих самых любимых учениц. Она выросла в прекрасную красивую девушку, и даже после окончания школы мы продолжали с ней общаться и иногда встречались. Затем она вышла замуж и вернулась на свою родину - в прекрасную Башкирию. Мы продолжали переписываться с нею до тех пор, пока река времени не поглотила ее. Чем-то она напоминала мне знаменитую художницу Надю Рушеву - такая же хрупкая, тоненькая, как березка, с таким же темненьким, умным личиком и большими печальными глазами. В шутку я даже иногда называла ее Руша. Стихи ее у меня всегда в памяти, и иногда я открываю старую ветхую тетрадку со стихами, которую Алина подарила мне когда-то. Бедная моя Руша.


Надежда Усольцева, 2009

Воспоминания Н.Усольцевой | 2 | 3 | 4 | 5