Русская поэзия 1960-х годов

Воспоминания Надежды Усольцевой. Часть третья

Я двинулась к следующей парте, за которой сидел крупный, крепкого телосложения мальчик, с грубоватым на вид лицом. К моему удивлению, он ел булочку и запивал ее молоком из банки. Я невольно усмехнулась:
- Что, с утра не позавтракал дома?
В ответ весь класс дружно рассмеялся. Как я поняла чуть позже, этот мальчик (его звали Алексей Степанов), был посмешищем всего класса и был тут за местного дурачка. В первое время и мне он показался недалеким человеком - ленивым, не шибко умным, упрямым, наглым. Особенно удивляла его привычка есть прямо во время уроков - никого не стесняясь, он доставал хлеб, сыр, банку с молоком или супом и аппетитно ел, сидя за последней партой. Как выяснилось позже, с таким же аппетитом он ел и в столовой во время обеда. Алексей серьезно занимался спортом, тяжелой атлетикой, и усиленное питание было одним из основных занятий в его жизни. Так он и отучился все годы, с горем пополам сдав выпускные экзамены. Уже позже я поняла, что Степанов был вовсе не таким дурачком, каким казался. Мало кто знал, что он пишет хорошиее стихи, которые я произвели на меня сильное впечатление. Просто он ощущал свое огромное превосходство над другими школьниками, и не играл с ними в их детские игры. В чем-то это превосходство было действительным, а чем-то являлось признаком его врожденного психического заболевания. В то время как его одноклассники еще были юными и зелеными детьми, он уже участвовал в криминальных разборках нашего города, не раз смотрел в глаза смерти, спасая от гибели своих приятелей-бандитов и убивая своих врагов (надо заметить, что врагами его были почти все). Позже работал личным телохранителем одного из криминальных авторитетов нашего города. Полу-философ, полу-поэт, любимец женщин и отец многих детей, жестокий кидала, агрессивный, жадный, завистливый и мудрый одновременно, глубоко психически больной человек, бесстрашный воин и непобедимый поныне рукопашный боец, Степанов вместил в свои тридцать три года больше событий и опыта, чем все остальные мои ученики. Вскоре, он, однако, погиб от рук тех, кого он особо терроризировал. Город вздохнул с облегчением.
- Будем писать сочинение, или так и будешь кушать свой завтрак?
- Сейчас докушаю. А что писать то надо? Про художников? А можно про "ножки милых дам"?
- Нет, нужно про художников. Знаешь кого-нибудь?
- Репкин? Или Репин? Есть такой?
- Был. Илья Репин.
- Ладно, про Репина напишу (о художнике - http://ilya-repin.ru/benua-repin.php).

Я перешла к следующему ряду и подошла к еще одному мальчику, с красными, сухими, замученными глазами. Казалось, он едва держал свою голову, которая то и дело опускалась вниз на парту.
- Не выспался? - поинтересовалась я.
- Да не, все нормально, - улыбнулся мне в ответ мальчик. От него повеяло сигаретами, и, похоже, спиртным.
- Как тебя зовут?
- Андрей. Кушаков.
- Писать будешь сегодня?
- Попробую.
- Про кого будешь - не думал еще?
- Думал немного. Я только одну картину знаю - "Грачи прилетели". Только про нее могу написать. Там снег, зима, и вороны на снегу. Там описывать особенно нечего+
- Хорошо, Андрей. Пиши про грачей, это картина Саврасова (о художнике - http://alexey-savrasov.ru/abenua.php)
- Вы уж мне двойку только не ставьте...

Кушаков был очень неблагополучным ребенком. Рано оставшись без родителей, он рос с приемными родителями. Страшно писать об этом, но уже с 11 лет он пристрастился к сигаретам и алкоголю, а позже и к наркотикам. Вечно погруженный сам в себя, отрешенный от реальности, он был совсем неприспособленным к взрослой жизни, которая неминуемо приближалась к нему+ Но, божьей волей, ему не суждено было стать взрослым - кажется, в десятом или одиннадцатом классе он утонул, купаясь ночью в реке. Иногда я думаю, что это было для него более лучшим исходом, чем мучительная и неустроенная жизнь, которая ему грозила после школы.

Но не будем о грустном. Не все было так плохо в моем классе. И примером тому может служить Светлана Кузьмина, с которой вы сейчас и познакомитесь. Что о ней сказать - настоящая русская красавица, как принято говорить "кровь с молоком". Белые, длинные волосы, сплетенные в тугую косу, светлое, румяное лицо, чистая и добрая улыбка. Умница, красавица, спортсменка.
- Я выбираю Рембрандта, - не дожидаясь моего вопроса, сказала Кузьмина.
- Молодец, Света, хороший выбор. Бывала в ленинградском Эрмитаже?
- Да, много раз, всегда захожу в залы Рембрандта http://rembr.ru/shmitt-rembrandt.php.
- Ясно. А ты что выбрала? - обратилась я к ее соседке, маленькой красивой девочке с каштановыми волосами. Звали ее Наталья Ильина.
- Рубенс, - ответила она, застенчиво улыбаясь. Улыбка ее могла сразить кого угодно - белоснежные, ровные зубы, необычайно красивые линии губ и глаз. Что-то дикое, индейское было в ее облике. Красота ее была необычайна. В школьные годы в нее был влюблен Алексей Степанов, о котором я писала выше. Но тогда никто не хотел дружить с ним, так как тот слыл за деревенского дурачка. Позже Ильина вышла замуж, как и положено разочаровалась в семейной жизни, пыталась развестись и наладить отношения со Степановым, который к тому моменту уже был легендой. Как признавался сам Степанов: "Она сама пришла ко мне. Но это уже была совсем не та Наташа Ильина, которую я когда-то любил, это был совсем другой человек. Даже так - я любил ту Ильину, которой никогда и не было на самом деле. Я врезал ей хорошенько и отправил домой к мужу".
- Хорошо, вы будете у нас отвечать за западно-европейскую живопись (о художнике Рубенсе - http://rybens.ru/masterskaya.php).

Я взглянула на часы - до конца первого урока оставалось пятнадцать минут, а я еще не раздала детям задания. Хорошее же сочинение они сегодня напишут!

- Так, дети! Те, кто еще не получил задания, не теряйте времени даром, а пока решайте, про кого именно вы будете писать свое сочинение. Постарайтесь до конца этого урока определиться с этим, чтобы весь второй урок вы уже могли спокойно работать.


Надежда Усольцева, 2009

Воспоминания Н.Усольцевой | 2 | 3 | 4 | 5