Русская поэзия 1960-х годов

Воспоминания Надежды Усольцевой. Часть пятая и последняя

Едва я разобралась с Богдановым, как прозвенел звонок. Первый урок закончился, а мы еще даже не всем детям раздали задания. Где-то далеко в коридоре хлопнула дверь, за ней другая, раздались быстрые шаги, и уже через минуту школа снова загудела, как муравейник. Мои ученики тоже закопошились, загремели стульями, и высыпали в коридор. Я вышла вслед за ними. Прошла по знакомым лестницам вверх-вниз, глядя на знакомые стены, стенды, двери и комнаты. Вот кабинет математики, где уже долгие годы преподаёт Мария Федоровна Стрельникова, у которой в свое время училась и я. Я заглянула внутрь - новые парты, новая мебель, но по-прежнему на стене висят те самые старые портреты великих математиков - Ньютона, Лейбница, Ковалевской. На доске видны следы прошедшего урока - какие-то примеры, цифры и буквы.
Вот кабинет химии, где работает еще один старейший наш учитель Юрий Сарьярович Ахметов, преподающий в нашей школе уже более сорока лет. На стенде появилось множество различных приборов, мензурок, стеклянных трубочек и колбочек, а над всем этим грозно нависает портрет Менделеева.
Вот наш спортзал - большой и светлый, где мы провели немало часов в веселых играх и соревнованиях. Лично я особенно любила играть в баскетбол. До сих пор эта игра представляется мне самой совершенной из всех спортивных игр, придуманных человечеством. Примечательно, что в самый год моего первого урока, в далекой Америке родился маленький мальчик, которому суждено было стать ярчайшей звездой мирового баскетбола. Звали мальчика Майкл Джордан, и я уверена, его портрет смотрелся бы очень кстати в нашем спортзале. Но, к сожалению, руководство нашей школы было не настолько прогрессивно и интернационально, чтобы пойти на такой шаг. Вместо этого, в спортзале повесили портрет Владимира Куца.
Иду далее, и прохожу мимо кабинета литературы, самого красивого в нашей школе, в первую очередь благодаря большим цветным портретам великих наших поэтов и писателей - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Тургенева, Гоголя, Достоевского, Л.Толстого, Чехова, Есенина, Блока. Помнится, в 1977 году разгорелся спор насчет того, какого еще одного писателя стоит "повесить" на стене рядом с этими десятью. Свободное место на стене было только одно, а кандидатов много - Некрасов, А.Толстой, Фет, Лесков, Бунин, Горький. Но благодаря моим ревностным стараниям почетное место занял портрет Леонида Андреева (1871-1919). Хотя имя его в русской литературе чаще всего отрицалось, а, иногда, и попросту забывалось, я всегда считала его истинно гениальным русским писателем.
Сразу за кабинетом литературы находится кабинет рисования, также щедро украшенный портретами великих художников. К сожалению, сейчас там остался только портрет Константина Коровина http://kkorovin.ru/moleva.php, куда пропали остальные (Саврасов, Репин, Суриков, Нестеров, Куинджи и др.) мне не известно.
Рядом с художественным классом находился кабинет физики, но, едва я собралась зайти в него, как прозвенел еще один звонок - короткая десятиминутная перемена закончилась и мне нужно было возвращаться в класс.
- Итак, дети. Продолжаем урок. У нас совсем мало времени, поэтому давайте как можно быстрее закончим свой выбор темы сочинения и приступим к его написанию. Кажется, ты у нас еще без задания сидишь? - обратилась я к смешной веснушчатой девочке.
- Да, сижу, без задания. Можно я буду писать про знаменитую картину художника Куинджи "Лунная ночь на Днепре"? Мне она очень нравится.
- Конечно, можно. Как тебя звать, скажи?
- Ярцева Вера.
- Хорошо, Вера. Записываю тебя на Куинджи http://kuinje.ru/life.php.
- Надежда Валентиновна, а мне нужно писать как - про историю создания картины, про самого художника, или только про свои впечатления об этой картине?
- Вера, желательно только про свои впечатления. Потому что историю жизни художника и историю создания его картин почти все напишут примерно одинаково, а вот личные впечатления у каждого будут свои и неповторимые.
За Ярцевой сидел лохматый, неряшливого вида мальчик, Сергей Звонарев. Сколько его помню, он всегда интересовался девочками больше, чем учебой и именно девочки сыграли в его жизни основную роль. Он постоянно дружил то с одной, то с другой, пока к одиннадцатому классу не остановил свой выбор на Лиане Шандер, девочке из параллельного класса, немке по происхождению. Это оказалось довольно дальновидным решением - в 1975 году Лиана Шандер вместе с родителями получили немецкое гражданство и выехали на постоянное проживание в ФРГ. К тому времени она уже была замужем за Звонаревым, и тот вместе с нею отправился жить в счастливую довольную Баварию, в городок Райн. Там у них родились пятеро девочек, и в дальнейшем жизнь их складывалась внешне благополучно.
А пока он сидел передо мною, еще ничего не зная о том, что его ждет впереди.
- Что, Сережа, на какую тему будешь писать сочинение?
- Николай Рерих. У меня есть книжка про него, называется - Николай Рерих "Зажигайте сердца" (о книге - http://roerih.ru/kostushina.php).
- Что ж, Сережа, очень хорошая и интересная тема, молодец. Только постарайся в своем сочинении поменьше вспоминать о книге, и побольше писать о своих собственных ощущениях о картинах Рериха. Хорошо? А то получится просто пересказ книги, что нежелательно.
- Да, постараюсь, Надежда Валентиновна.

Наконец, я добралась до последней парты третьего ряда, за которой одиноко сидела Татьяна Макаренко, тоненькая, светленькая, улыбчивая девочка. Понимая, что мы торопимся, она без лишних раздумий прочеканила:
- Пишу на тему творчества художника Игоря Грабаря, в особенности на тему его зимних картин http://igor-grabar.ru/egorova.php. Нормально?
- Конечно, Таня, очень хорошо.
Я взглянула на часы - до конца урока оставалось еще сорок минут, и, если постараться, какое-никакое сочинение дети еще должны успеть написать. Я оглянулась вокруг - почти все уже склонили головы к тетрадям и что-то усердно выводили. Один только Степанов продолжал аппетитно чмокать, жуя свои булочки и запивая их молоком.

- Дети, отвлекитесь на минутку! Послушайте, что я вам скажу. Поймите, от вас сейчас не требуется написать "большое хорошее сочинение" - пишите то, что вам действительно думается о том или ином художнике. Не нужно выдумывать и сочинять неправду. Если вам не нравится Ван Гог или Репин, так и пишите - "не нравится, рисовать не умел". Главное - честность и естественность в выражении своих мыслей. Оценка, которую вы получите, никак не будет связана с тем, похвалите вы или нет того или иного художника. Пишите то, что вам думается, не оглядываясь на устоявшиеся мнения и стереотипы. Только так рождаются оригинальные и самостоятельные люди. И помните: краткость - сестра таланта! У нас мало времени.

Уж много лет прошло с тех пор. Много лет, осеней, зим и весен. Еще больше ночей и дней. Я провела тысячи уроков, видела сотни детей, разных и интересных. Но тот первый урок, в далеком 1963 году, навсегда остался в моей памяти. Тело мое ослабло. Скоро я покину его, но память о том ярком счастливом дне переживет меня и тленья убежит+ Но все так же будут шуметь тополя и березы в школьной аллее, все так же будет раздаваться в коридорах школьные звонки и смех детей. И все также нетленны будут бумажные розы в забытой вазе.


Надежда Усольцева, 2009

Воспоминания Н.Усольцевой | 2 | 3 | 4 | 5